Русская Православная Церковь
"Вера и разум"
С нами Богъ, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Богъ!
ВЕРА и разум
Страница Николая Петрова - Павлова (ранее именовавшаяся "Творение мира")
Каталог Православное Христианство.Ру
СТАТЬИ

Важный аргумент в пользу юлианского календаря.

Николай Петров-Павлов

Первая версия: 2 ноября 2000 г., дополненная версия: 29 октября 2006 г.


В полемике с Александром, участником межконфессионального форума отца Андрея Кураева, в теме 5220 "Популярно о юлианском и григорианском календаре, тропическом и звездном годах" был обнаружен один очень важный аргумент в пользу именно юлианского календаря.

Откроем книгу И.А.Климишина "Календарь и хронология", 2 издание, 1985 г.

О введении юлианского календаря написано на с.206 (Параграф "История нашего календаря" в III главе. Пункт "Юлианский календарь"): "Реформу календаря провел в 46 г. до н.э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с еипетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном. В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365.25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четвертых годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней."

Далее обратимся к с.154, гл.2, параграфу "Календарь строителей пирамид", пункту "По египетскому образцу": "... После того как в 30 г. до н.э. Египет был завоеван римлянами, здесь в 26 г. до н.э. была проведена реформа календаря - введен александрийский постоянный год ... Таким образом, на протяжении почти 1600 лет этот "стабильный египетский" календарь шел в одном ритме с юлианским , но со сдвигом в начале года..."

Смотрим также и еще раньше в этом же параграфе, на с.144 и далее, пункт "Сотис ... блистает на небе": "Главным событием в жизни древних египтян был ежегодный разлив реки Нил..." От него зависело время проведения земледельческих работ. "... Но когда же наступит этот очередной разлив?

В поисках ответа на этот вопрос египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Было замечено, во-первых, что разлив наступает сразу же после летнего солнцестояния, и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сириус (Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния..."

Именно таким способом египтяне определяли продолжительность года. Но это не был звездный, (сидерический) год!

"... Так, может быть, здесь следует говорить о звездном годе? ... Оказывается, нет! Речь идет именно о "годе Сириуса", продолжительность которого на протяжении многих тысячелетий выдерживалась равной 365.25 суток с точностью до 1-1.5 минуты. Так, по расчетам выдающегося австрийского астронома Теодора Оппольцера (1841-1886), "год Сириуса" был равен

  • в 4236 г. до н.э. 365 d 5 h 59 m 46 s
  • в 2776 г. до н.э. 365 d 6 h 00 m 08 s
  • в 1318 г. до н.э. 365 d 6 h 00 m 43 s
  • в 139 г. до н.э. 365 d 6 h 01 m 29 s.

И далее идет строгое научное объяснение, которое опустим. Желающие могут посмотреть его в тексте указанной книги. Обратите внимание на число 365 дней 6 часов 8 минут, вычисленное для 2776 г. до н.э. Оно почти точно равно продолжительности года в юлианском календаре, по которому живет Русская Православная Церковь сегодня!!!

Скажем только, что по словам Климишина - светского ученого - это счастливая случайность. Но с точки зрения верующих людей гелиакический восход Сириуса (а именно так называлось первое появление самой яркой звезды неба Сириуса в лучах утренней зари низко над горизонтом в один из дней года после периода невидимости) не мог происходить случайно.

Почему? Господь не случайно самую яркую из звезд на нашем небе расположил относительно земли так, чтобы на широте Египта (точнее Мемфиса - его столицы), с учетом прецессии, она указывала именно такую продолжительность года.

Это - потрясающий факт. Он свидетельствует о том, что ярчайшая звезда неба - Сириус - как-бы специально была подобрана Богом и "установлена на небо" (то есть помещена на определенное расстояние от земли), при этом параметры вращения земли, строение солнечной системы и прочее было также удивительно тонким образом Им просчитано.

Вспомним еще один факт: евреи Ветхого Завета были в то время в рабстве у египтян. Следовательно, трудясь на полях, они также пытались увидеть первое появление Сириуса. Таким образом получается, что Господь Бог сделал указание не только для египтян, но и для евреев.

Согласно приведенным вычислениям, Он поставил ярчайшую звезду неба Сириус (Сотис) относительно солнца и земли так, чтобы она появлялась именно через 365.25 дней в первый раз в году над горизонтом в лучах солнечной зари на широте Египта (а, значит, примерно и на широте Иудеи).

Вряд ли тогда египетские язычники и иудеи могли понять данное указание, но продолжительность календаря в 365.25 дней к середине первого века до н.э. они приняли. И уже позднее на Никейском соборе в 325 г., на котором обсуждалась дата празднования Пасхи, юлианский календарь в 365.25 дней был одобрен христианами.

Приведенное выше обстоятельство является очень важным аргументом против григорианского календаря, нарушившего этот период в 365.25 дней. Его нельзя упускать из внимания.

(C) "Вера и разум", 2006-2007, Все права защищены.
Email: nickolos1 "а-значок" mail.ru
Hosted by uCoz