Русская Православная Церковь
"Вера и разум"
С нами Богъ, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Богъ!
ВЕРА и разум
Страница Николая Петрова - Павлова (ранее именовавшаяся "Творение мира")
Каталог Православное Христианство.Ру
СТАТЬИ

К вопросу о противоречиях между христианством и наукой.

Николай Петров-Павлов

5 ноября 2002 г.

Естественные науки - физика, химия, биология и др. - имеют целью познание истинного устройства мира. Вопрос о творении мира для любой из этих наук не является основным. Более того, для некоторых ученых он может быть вовсе непонятным, и если уж задаваться, то как относящийся к философии, а не к науке. Более важным в среде ученых считается получение конкретных экспериментальных данных, на основе которых можно разрабатывать теории тех или других явлений. В этих теориях практически ничего не меняется при принятии во внимание факта творения мира Господом Богом, и математические формулы в них остаются теми же самыми. Не меняются при этом и экспериментальные данные, как например, значения физических постоянных, размеры небесных тел, расстояния до других планет в Солнечной Системе и т.д. Так что говорить о противоречии между христианством и наукой в области экспериментальных данных о мире не приходится.

Только в отдельных теориях, касающихся, например, вопросов происхождения мира, отдельных объектов и явлений, а также в теориях, основанных на значительных предположениях при наличии малого числа подтверждающих фактов, с огромными трудностями в области проверки, вплоть до ее полной невозможности, могут возникать значительные несоответствия христианскому взгляду на мир.

Несомненному с точки зрения христианства факту сотворения мира легко найти многочисленные, хотя и косвенные, подтверждения. Например, значения физических постоянных кажутся как-будто специально подобраными (разумеется, Господом Богом) так, чтобы мир мог существовать. Если бы та или другая физическая постоянная имела слегка иное значение, то мир не смог бы существовать в той форме, в какой мы его сейчас видим. Очевиден факт "сконструированности" мироздания, его жизни по заданным, а не каким-либо "хаотически сложившимся" законам. Но заданность законов предполагает наличие Законодателя.

Данная законо-мерность окружающего мира и приспособленность его для жизни человека входят в содержание антропного принципа, известного и в кругах христианских богословов, и в кругах ученых-атеистов. Но последние уходят от ответа на вопрос о том, почему мир именно таков. Они просто утверждают, что в другом мире человек бы просто не выжил. А поскольку он выжил и существует сейчас, то в силу какого-то случайного стечения обстоятельств. Ученые-атеисты с легкостью готовы допустить существование множества других миров-вселенных наряду с Нашей Вселенной, с другими физическими постоянными. Не отрицается ими и существование внеземных цивилизаций, которых может быть как угодно много. Получается, что введение по сути бесконечного множества сколь угодно развитых и стоящих выше человека по техническому уровню новых "сущностей" не противоречит известному правилу бритвы Оккама. Но почему тогда в отношении Бога это правило применяется с какой-то ожесточенной активностью для отсечения рассмотрения любой возможности Его существования? Господь Бог может открыться ученым, в своем подавляющем большинстве не церковным людям, как некая "Сверхцивилизация" или "Главная цивилизация" мироздания. Но вместе с тем несомненно, что под видом этой "Главной цивилизации" может быть попущено выступить сатане, и тогда для разрешения вопроса о том, кто предстал перед ними, ученые должны обратиться к христианским богословам.

И вообще, если ученые будут последовательны в вопросе о Боге, то они должны принять во внимание многочисленные данные из физики, астрономии, геологии, биологии и др. наук, ясно свидетельствующие об искусственности окружающего мира, или иными словами, о его сотворенности Господом Богом. И даже не просто Каким-то Богом, а Богом Отцом Пресвятой Троицы (см., например, [1]).

Но что мешает большинству ученых-атеистов просто уверовать, отбросить сомнения, почему даже в настоящее время бывают слышны упреки и даже насмешки в адрес Церкви? Одна из возможных причин - это непонимание атеистами Шестоднева, с которого начинается Библия.

Атеисты желают рассматривать Шестоднев как некий отчет Бога о проделанных делах по творению мира, как будто специально написанный именно для них, или даже просто как "инструкцию по сотворению миров". Но поскольку воспроизведение творения мира человеком в опыте не представляется возможным, и даже сама подобная идея кажется неразумной, то они считаеют Шестоднев вымыслом. Кроме того, отметим, что Шестоднев состоит из нескольких десятков предложений (стихов), и атеистам можно предложить задачу ясно изложить их теорию происхождения мира в объеме такого же по краткости текста, причем в литературной форме, доступной для понимания любого человека. Скажем сразу, что вряд ли у них получится что-то вразумительное. Но зачем тогда упрекать писателя книги Бытия? Ведь фактически в Шестодневе представлены, как легко видеть, намеки и указания на те или иные науки - сначала на физику, потом на геологию и т.д. (см. [2]).

Господь Бог не соревнуется с современными учеными в Шестодневе, и потому изложения формул, теорий, гипотез там не найти. Как бы просто говорится: "Смотрите на мир. Вот физика, вот геология, вот биология перед Вашими глазами. Практически изучайте науки в природе, а не ищите их теоретического описания, "инструкций" в Библии".

Именно из исследования устройства мира мы познаем мир как сотворенный, во всей его красоте и изяществе его законов, а не как будто бы "хаотически сложившийся" сам собой.

Литература
  1. Примеры в статье "Мир как созданная Богом-Троицей огромная учебная комната для богословного и научного просвещения человека". http://nickolos1.euro.ru/vystupl.html
  2. Табл.2 в статье "Согласуются ли данные современной науки с повествованием о Шести Днях творения мира в книге Бытия?". http://nickolos1.euro.ru/odnyah2.htm
(C) "Вера и разум", 2006-2007, Все права защищены.
Email: nickolos1 "а-значок" mail.ru
Hosted by uCoz