Русская Православная Церковь
"Вера и разум"
С нами Богъ, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Богъ!
ВЕРА и разум
Страница Николая Петрова - Павлова (ранее именовавшаяся "Творение мира")
Каталог Православное Христианство.Ру
СТАТЬИ

Мир как оркестр. Псалмы вселенной. Квантово-волновой дуализм.

Николай Петров-Павлов

30 июня 2005 г.

Дискретность мира может быть понята неправильно, например, наподобие атомизма Демокрита. Но современная физика рисует гораздо более сложную картину мира. Частицы одновременно являются и волнами. Физики говорят о квантово-волновом дуализме и вздыхают, что приходится прибегать к такому неясному смешению понятий частицы и волны, в то время как рассудку понятнее или отдельно частица, или отдельно волна.

Но мы попробуем посмотреть на данное необычное свойство мира в свете его сотворенности Господом Богом. Как известно, есть два мира - мир Ангельский и мир материальный. В мире Ангельском Господу Богу поют херувимы (вспомним православные литургические песнопения "Иже Херувимы...", "Ныне Силы Небесные..."). Естественно предположить, что и в данном отношении между мирами есть некоторая аналогия, подобно тому, как есть параллель между небом Ангельского мира и нашим земным небом. Но разве физические частицы могут "петь" подобно людям?

И тут вспоминается обыкновенная музыкальная струна. В состоянии покоя струна не звучит, но когда ее касается рука, она начинает дребезжать, издавая звуковые волны. Получается, что струна как бы проявляет одновременно свойства и "частицы", и "волны". Отсюда естественно предполагать, что и частицы-волны по своему славят Бога "пением" (см. примечания). Следовательно, весь мир является как бы оркестром, славящим Господа Бога.

В представлении о мире, как в некотором роде оркестре, становятся понятными роли пространства и времени. С помощью пространства мироздание как бы разбивается на части - отдельные творения. Они являются аналогиями музыкальных инструментов. Наличие времени позволяет этим музыкальным инструментам как бы соучаствовать (одновременно играть) в оркестре, при этом "объем" сыгранных произведений постоянно нарастает.

Человек - одно из творений, а значит, также призван "петь Богу" песнь любви. Но его "пение" не должно пониматься только как буквальное (например, как молитва). В "пение" входят поступки человека по заповедям Господним. Заповеди аналогичны нотам, которые Господь Бог как бы написал человеку. Господь как бы слушает, как Ему поют творения - и люди в том числе. Понятно также, что "петь" нужно не по одиночке, а хором, с оркестром. Значит, должна быть любовь к ближнему. Не должно быть никакого диссонанса внутри самого оркестра. Господь Бог наказывает плохо "поющий" Ему народ, и иногда Ему приходится как бы "менять полностью" оркестр. Не захотел "петь Богу" один из первых Ангелов, и был за то низвергнут с Неба, став сатаной. Сатана с тех пор пытается расстроить человеческое "пение Богу", шепча, мешая, смущая человека, вовлекая его в грехи.

И, разумеется, не только "частицы-волны" указывают на "пение" творения Творцу. Можно сказать, что разноцветные фотоны (т.е. с разной длиной волны) из оптического диапазона спектра соединяются в белый цвет; желтый и красный в сумме дают оранжевый, а синий и желтый - зеленый. Можно образно сказать, что фотоны "поют арию" Господу Богу и ..., конечно, человеку.

Но можно ли понять одновременность свойств частицы и волны, не прибегая к идее о сотворении мира Господом Богом и не проводя соответствующей аналогии с оркестром? С точки зрения автора статьи, скорее всего, никак нельзя. Без Бога остается некая "сухая" и непонятная философия физики, некая приземленность и даже, можно сказать, в некотором роде нескладность понимания сути дела далекими от Бога физиками.

ПРИМЕЧАНИЯ
  • На идею о всем мире, как оркестре, натолкнул труд святителя Григория Нисского [1]: " В человеческом же орудии смешана какая-то музыка свирели и лиры, как бы в одно время издающих стройный звук. Дыхание, через бьющуюся жилу из воздухоприемных сосудов вытесняемое вверх, когда усилие говорящего издать голос приводит в напряжение орган, сотрясаемый приражениями изнутри, которые кругом объемлют этот подобный свирели проход, издает звук, уподобляющийся несколько звуку свирели, несвободно кружась по перепончатым возвышениям в горле. А небо во рту идущий снизу звук принимает полостью, которая под ним, и в двойных свирелях, простирающихся до ноздрей, как бы чешуйчатыми какими возвышениями, хрящами в верхней части носа раздробляя звук, делает его сильнейшим. Щеки же, язык, орган около гортани, по которому спускается подбородок, имеющий впадину и оканчивающийся острием, -- все это в различных видах и многими способами представляет движение смычка но струнам, в нужное время с большой скоростью соответственно потребности настраивающее тоны, а разжатие и сжатие губ производят то же, что и воздух в свирели у задерживающих его пальцами, т.е. ту же стройность нения."
  • Идея о том, что творение поет песнь Господу Богу, признается святыми отцами и вслед за ними современными богословами. Смотрите, например, статью [2], где написано: "...Каждая тварь поет именно ту песнь, которую получила от Господа".
ЛИТЕРАТУРА
  • [1] Григорий Нисский, св. "Об устроении человека". http://pagez.ru/lsn/0028.php
  • [2] Сергей Крапивин. "Эволюционизм или креационизм?". http://www.pravoslavie.ru/jurnal/041029141041
(C) "Вера и разум", 2006-2007, Все права защищены.
Email: nickolos1 "а-значок" mail.ru
Hosted by uCoz