Мир как оркестр. Псалмы вселенной. Квантово-волновой дуализм.
Николай Петров-Павлов
30 июня 2005 г.
Дискретность мира может быть понята неправильно, например,
наподобие атомизма Демокрита. Но современная физика рисует гораздо более
сложную картину мира. Частицы одновременно являются и волнами. Физики
говорят о квантово-волновом дуализме и вздыхают, что приходится прибегать к
такому неясному смешению понятий частицы и волны, в то время как
рассудку понятнее или отдельно частица, или отдельно волна.
Но мы попробуем посмотреть на данное необычное свойство мира в свете его
сотворенности Господом Богом. Как известно, есть два мира - мир Ангельский
и мир материальный. В мире Ангельском Господу Богу поют херувимы (вспомним
православные литургические песнопения "Иже Херувимы...", "Ныне Силы
Небесные..."). Естественно предположить, что и в данном отношении между мирами
есть некоторая аналогия, подобно тому, как есть параллель между небом
Ангельского мира и нашим земным небом. Но разве физические частицы могут
"петь" подобно людям?
И тут вспоминается обыкновенная музыкальная струна. В состоянии покоя
струна не звучит, но когда ее касается рука, она начинает дребезжать,
издавая звуковые волны. Получается, что струна как бы проявляет одновременно
свойства и "частицы", и "волны".
Отсюда естественно предполагать, что и частицы-волны по своему славят
Бога "пением" (см. примечания). Следовательно, весь мир является как бы оркестром, славящим
Господа Бога.
В представлении о мире, как в некотором роде оркестре, становятся понятными
роли пространства и времени. С помощью пространства мироздание как бы
разбивается на части - отдельные творения. Они являются аналогиями музыкальных
инструментов. Наличие времени позволяет этим музыкальным инструментам как
бы соучаствовать (одновременно играть) в оркестре, при этом "объем"
сыгранных произведений постоянно нарастает.
Человек - одно из творений, а значит, также призван "петь Богу" песнь
любви. Но его "пение" не должно пониматься только как буквальное (например,
как молитва). В "пение" входят поступки человека по заповедям Господним.
Заповеди аналогичны нотам, которые Господь Бог как бы написал человеку. Господь как бы
слушает, как Ему поют творения - и люди в том числе. Понятно также,
что "петь" нужно не по одиночке, а хором, с оркестром. Значит, должна быть
любовь к ближнему. Не должно быть никакого диссонанса внутри самого оркестра.
Господь Бог наказывает плохо "поющий" Ему народ, и
иногда Ему приходится как бы "менять полностью" оркестр. Не захотел "петь
Богу" один из первых Ангелов, и был за то низвергнут с Неба, став сатаной.
Сатана с тех пор пытается расстроить человеческое "пение Богу", шепча, мешая,
смущая человека, вовлекая его в грехи.
И, разумеется, не только "частицы-волны" указывают на "пение" творения Творцу.
Можно сказать, что разноцветные фотоны (т.е. с разной длиной волны) из оптического
диапазона спектра соединяются в белый цвет; желтый и красный в сумме дают оранжевый,
а синий и желтый - зеленый. Можно образно сказать, что фотоны "поют арию"
Господу Богу и ..., конечно, человеку.
Но можно ли понять одновременность свойств частицы и волны, не прибегая к
идее о сотворении мира Господом Богом и не проводя соответствующей аналогии
с оркестром? С точки зрения автора статьи, скорее всего, никак нельзя.
Без Бога остается некая "сухая" и непонятная философия физики, некая
приземленность и даже, можно сказать, в некотором роде нескладность
понимания сути дела далекими от Бога физиками.
ПРИМЕЧАНИЯ
-
На идею о всем мире, как оркестре, натолкнул труд святителя Григория Нисского
[1]: " В человеческом же орудии смешана какая-то музыка свирели и лиры, как
бы в одно время издающих стройный звук. Дыхание, через бьющуюся жилу из
воздухоприемных сосудов вытесняемое вверх, когда усилие говорящего издать
голос приводит в напряжение орган, сотрясаемый приражениями изнутри, которые
кругом объемлют этот подобный свирели проход, издает звук, уподобляющийся
несколько звуку свирели, несвободно кружась по перепончатым возвышениям в
горле. А небо во рту идущий снизу звук принимает полостью, которая под ним,
и в двойных свирелях, простирающихся до ноздрей, как бы чешуйчатыми какими
возвышениями, хрящами в верхней части носа раздробляя звук, делает его
сильнейшим. Щеки же, язык, орган около гортани, по которому спускается
подбородок, имеющий впадину и оканчивающийся острием, -- все это в различных
видах и многими способами представляет движение смычка но струнам, в нужное
время с большой скоростью соответственно потребности настраивающее тоны, а
разжатие и сжатие губ производят то же, что и воздух в свирели у
задерживающих его пальцами, т.е. ту же стройность нения."
-
Идея о том, что творение поет песнь Господу Богу, признается святыми отцами и
вслед за ними современными богословами. Смотрите, например, статью
[2], где написано: "...Каждая тварь поет именно ту песнь, которую получила от Господа".
ЛИТЕРАТУРА
- [1] Григорий Нисский, св. "Об устроении
человека". http://pagez.ru/lsn/0028.php
- [2] Сергей Крапивин. "Эволюционизм или креационизм?".
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/041029141041