Мир как созданная Богом-Троицей огромная учебная комната для
богословного и научного просвещения человека
Николай Петров-Павлов
6 июня 2002 г.
В то время как споры по вопросу о творении или эволюции велись главным
образом между католиками и протестантами, в православии существовала
традиция применять известные в рассматриваемую эпоху научные данные
к богословию, использовать естественно- научные аналогии для разъяснения
богословских истин. Действительно, вопрос о том, как Богъ сотворил мир,
с помощью каких, если можно так выразиться, технологий - эволюции,
поэтапных мгновенных творений тех или иных сущностей и пр. - является очень
сложным. Проще исследовать результат этого творения - сегодняшний мир.
По-видимому, одно из предназначений мира заключалось в том, что он
должен был стать для человека как бы огромной учебной комнатой, в
которой те или иные объекты и явления помогали усваивать различные
истины, особенно богословские. Таким образом, и через видимый мир
Господь Богъ обращался к нам с притчами.
Отсюда несомненно существование другой, вечной жизни, ведь даже
у человека обучение не самоценно, а имеет совершенно определенную
цель - подготовить школьника ко взрослой жизни. Тем более это
касается онтологической, жизненной формы обучения, которое преподает
Господь Богъ человеку, проводя его через кратковременную земную жизнь
в жизнь вечную.
Некоторые примеры подобных объектов и явлений мира, которые можно
использовать для разъяснения богословских истин, догматов, приведены
на сайте "Творение мира".
Рассмотрим протон - очень важную частицу, входящую в состав наших тел,
живущую практически вечно. Он состоит из трех кварков, соединенных
между собой нераздельно, неслитно, неразлучно, неизменно, являя
собой грубую, примитивную, но все-таки значимую аналогию соединения
Лиц Пресвятой Троицы. Господь как бы в притче, расказываемой через
природу, показывает, Кем создан мир: Богом-Троицей. Электрический
заряд протона равен плюс единице. Кроме протона в состав атомов входят
нейтроны и электроны. Нейтрон тоже состоит из трех кварков, но его
суммарный заряд равен нулю. И если протон иллюстрирует собой путем притчи
настоящую веру (заряд равен "+1"), то нейтрон с нулевым зарядом -
веру без дел, которая мертва. Вроде бы и в протоне, и в нейтроне есть
три кварка, в чем имеется аналогия с образом Божиим в каждом человеке,
но без веры нет спасения: и действительно, только протон живет вечно среди
всех трех-кварковых частиц. Другие частицы сравнительно быстро распадаются.
Вспоминаются слова Писания, книги Исхода, гл.20
1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
По аналогии с этим в мире атомов - нет других подобных частиц, а
учитывая трехкварковую структуру протона, получаем намек, что не
должно быть иных Богов, кроме Пресвятой Троицы. Таким образом, о Ком
весьма слабым намеком в виде множественного числа говорится в книге
Бытия, через объект природы намекается многажды яснее.
Кроме того, протон состоит из трех частиц, а не пяти или не шести -
иными словами, ни сатанинская пентраграмма, ни иудейская "звезда
Давида" в качестве интерпретации здесь не проходят.
Стоит добавить еще, что три кварка внутри протона ведут себя как
свободные частицы (ученые говорят, что имеет место так называемая
асимптотическая свобода), а свобода в богословии Восточной Церкви
непосредственно связана с любовью. Таким образом, протон - простая, можно
сказать, главная частица, входящая в состав нашего тела, являет нам
собой созданное Богом указание на Любовь между
Лицами Пресвятой Троицы; на Бога, который есть любовь, а не на
какого-нибудь масонского "великого архитектора" Вселенной или
антихриста...
И поскольку каждый протон в нас содержит в себе указание в форме
притчи на образ Творца, не подразумевает ли таким образом Господь,
что человек призван к обожению?
Есть также указание и на "Троицу" в "Единице" и "Единицу" в "Троице".
Посмотрите на сам этот рисунок: три кварка-шарика внутри одного большого
шарика- протона: не это ли "троица" в "единице" и "единица" в "троице",
если границу прочерчивать прямо по краям совокупности означенных трех
кварков? Непостижимому для человеческого ума богословскому факту сделана
подсказка в природе.
Рис.1
Второй пример связан с Солнечной Системой. Как известно со
времен Коперника, все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг
Солнца. Причем есть удивительная закономерность в Солнечной системе -
это так называемое правило Тициуса-Боде. a = 0.3 * 2**n + 0.4
Где "a" - расстояние планеты от Солнца, а "n" - некоторое число,
соотвествующее порядковому номеру планеты по ее удалению от Солнца.
Оказывается, что планеты Солнечной Системы расположены на определенных,
а не случайных расстояниях от Солнца.
Если сопоставить равенство n=1 в этой формуле для Земли
с тем фактом, что Земля - это третья по счету планета от Солнца,
получаем косвенное, но все же реальное подтверждение православного
понимания Святой Троицы и слов святителя Григория Богослова: "...
Естество в Трех единое - Бог, Единение же - Отец, из Которого
Другие и к Которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с
Ним и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни
могуществом".
Итак, и в Солнечной Системе показана "Троица" в "Единице" и "Единица" в
"Троице" - то есть и в этом примере имеется четкое указание на этот
непостижимый для человеческого ума догмат!
Рис.2
Первые три планеты от Солнца по сути изображают Три Лица Пресвятой Троицы,
А Солнце, вокруг которого они вращаются - Чашу: вспомним икону Пресвятой
Троицы преп. Андрея Рублева: в Солнечной Системе есть ее аналог и даже
большее: икона вечного пира праведников c Пресвятой Троицей в раю.
Разница здесь состоит только в том, что ту икону Троицы "изобразил" Сам
Богъ при создании Солнечной Системы!
Как известно, на иконе Пресвятой Троицы христианин как-бы приглашается
принять участие в Святой Трапезе четвертым, и именно с его, с четвертой
стороны света, место у Чаши свободно.
Возникает также вопрос: ведь есть и другие планеты, кроме трех
самых близких к Солнцу. Что же можно сказать о них? А они
символизируют собой группы христиан в разных обителях в раю.
Вспоминаются слова Спасителя: "В доме Отца Моего обителей много"
(Ин. 14,2).
Вот такую важную информацию можно извлечь, например, из казалось бы
очевидных научных фактов.
Таким образом, мы усматриваем в Солнечной Системе икону "Вечной жизни
праведников со Христом", созданную Самим Творцом, расположившим
планеты не случайным, а совершенно определенным образом с назиданием
для нас. Очевидно, что таким образом Господь косвенно подтверждает
справедливость слов Священного Писания и, если
позволительно сказать, удостоверяет блаженство праведников в раю вместе с
Собой.
Тут хочется вспомнить слова отца Глеба Каледы, который говорил,
что противоречие веры и науки есть
недоразумение, что только плохая наука (которая тем самым и не наука
вовсе) тщится опровергать истины веры и только плохая религия (иными
словами, суеверие) восстает против науки.
Но в двух приведенных примерах мы не только не видим противоречий. Вместо
этого вырисовывается даже некое косвенное подтверждение факта сотворения
мира Пресвятой Троицей, впрочем не обязательное для богословия, так как
догматы и истины веры сами не нуждаются в научных доказательствах.
Также следует еще раз отметить, что с миссионерской точки зрения, весьма
важно, по мнению автора, не только изучать вопрос о технологии творения
мира, но использовать естественно- научные примеры из окружающего мира
для пояснения богословских истин и догматов, часто просто непостижимых
для человеческого ума.