Русская Православная Церковь
"Вера и разум"
С нами Богъ, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Богъ!
ВЕРА и разум
Страница Николая Петрова - Павлова (ранее именовавшаяся "Творение мира")
Каталог Православное Христианство.Ру
СТАТЬИ

Чудо и знамение в разрушенном храме в Крыму
Николай Петров-Павлов

5 октября 2000 г.


ВВЕДЕНИЕ

В то время, как многие храмы по всей территории России, Украины и Белоруссии восстанавливаются, остаются и такие, которые находятся в руинах.

Но тот храм, о котором хотелось бы рассказать, не настолько разрушен, чтобы его нельзя было восстановить сравнительно небольшими силами и средствами.

Наверх к оглавлению


МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ ХРАМА

Схема. 41 Кб
Это храм, названный в честь Св. Евангелиста Луки, располагается между селами Высоким и Верхоречьем в Бахчисарайском районе Крыма в красивейшем месте на возвышении между двумя живописными невысокими горами-холмами высотой около 500 м, вблизи перепутья дорог, идущих от села Верхоречья к Высокому, от села Высокого к селам Машино и Кудрино, и от села Высокого к селу Предущельному, причем вблизи перевала всех этих дорог.

С этих двух гор над храмом можно обозревать виды на знаменитые пещерные города Крыма на горах: Тепе-Кермен и Качи-Кальон, находящиеся вблизи г.Бахчисарая с одной стороны и на горы Чатырдаг и Черную с понижением между ними - с другой стороны. Ближние окрестности храма ограничивают горы Каятепе и живописная двугорбая гора, под которой приютилось село Высокое.

Путнику или туристу, идущему со стороны Верхоречья, храм открывается совершенно неожиданно. А с некоторых направлений он так прячется в зарослях буйных деревьев и кустарников, что его просто невозможно удачно сфотографировать. Рядом с ним растут сорняки, колючки и крапива, вырастающие даже выше человеческого роста, если их вовремя не скосят!

Наверх к оглавлению


ФОТОПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОКРЕСТНОСТЯМ ХРАМА

Найдите соответствующие названия на схеме, чтобы сориентироваться, откуда сделаны фотографии и что они изображают.

ФОТО 1.(122 Кб)

Вид на долину и две горы, между которыми расположен храм.

Фото сделано с двугорбой горы, из села Высокого. Две горы расположены в левой части снимка. Чуть правее и ниже ближней из двух гор - большой пруд. В правой части снимка внизу видны дома с.Высокого. Горы на заднем плане видны в голубой дымке - постоянной спутнице чуть ли не всех крымских пейзажей. 1999 г.

ФОТО 2.(130 Кб)

Большой пруд недалеко от храма, видимый также и на 1-ой фотографии.

Изумительно чистая вода, в которой отражается голубое небо с облаками, изумрудно-зеленоватая в некоторых местах. Слева на снимке - подножье горы, противоположной горе Святого Илии. Между этими горами и расположен храм. Природу по ее красоте можно назвать просто райской. 1999 г.

ФОТО 3.(135 Кб)

Малый пруд и гора Святого Илии в засушливый 1996 г.

Солнце сильно выжгло траву и ее цвет крайне необычен - желтовато - рыжеватый. На заднем плане - гора Святого Илии, дальняя из двух гор на фото 1. Храм расположен слева от сфотографированного места.

ФОТО 4.(114 Кб)

Храм на возвышении между двумя горами. 1996 г.

Поле со скошенной травой на горизонте оканчивается храмом, едва видимом на этом фото. Смотрите внимательнее в центре снимка: маленькими точками видны колокольня и купол храма. Справа - подножье горы Святого Илии, слева - противоположной горы.

На поле в 2000 г. автор обнаружил огромное количество ежевики. И, увлекшись ее поеданием, чуть было не опаздал к тому времени, когда Солнце светило на храм. Еще бы час - другой, и следующий снимок сделать было невозможно. Ежевика - очень вредный сорняк, о чем знают садоводы, размножается корнями. Так что его косят, а он растет и растет, и приносит плоды, поспевающие в начале августа.

ФОТО 5.(146 Кб)

Сам храм на фоне горы Святого Илии. 2000 г.

Роща деревьев сзади, сорняки и заросли спереди. И сам храм - разрушенный, но строгий и величественный.

ФОТО 6.(115 Кб)

Вид на двугорбую гору над с.Высоким, гору Каятепе, малый пруд. Декабрь 1998 г. с горы Святого Илии.

Фотоснимки 6,7 и 9 образуют в некотором роде панораму местности с храмом, которую автор сфотографировал, когда совершал восхождение на вершину горы Святого Илии. Двугорбая гора над с.Высоким, с которой сделан 1-ый снимок, видна в правой верхней части снимка. Левее ее - гора Каятепе. Вблизи центра снимка - малый пруд. Листья на ближних деревьях облетели. Пасмурное небо и темные тона указывают, что снимок сделан не летом, а в декабре: в Центральном Крыме в декабре снег бывает весьма редко.

ФОТО 7.(105 Кб)

Вид на гору, противоположную горе Святого Илии с горы Святого Илии. Декабрь 1998 г.

Этот снимок местности чуть правее фотоснимка 6. Несколько левее и ниже центра снимка на перепутье дорог виден сам храм. Мы смотрим на него как-бы сверху. Голубая дымка, или даже синий туман вдали имеет практически такой, удивительный цвет и в реальности. Она особенно красива в декабре.

ФОТО 9.(176 Кб)

Вид на долину реки Кача, Предущельное и пещерный город Качи-Кальон вдали с горы Святого Илии. Декабрь 1998 г.

Это снимок местности еще правее фотоснимка 7. На горных обрывах, видимых частично в правой части снимка, находятся многие пещерные города, в том числе Качи-Кальон.

ФОТО 8.(143 Кб)

Гора Чатырдаг - эмблема Крыма и гора Черная с горы, расположенной недалеко от села Верхоречья. 1998 г.

Г.Чатырдаг хорошо видна с горы, противоположной горе Святого Илии, видимой на фото 7. А здесь она располагается чуть левее центра снимка. Г.Черная, наоборот, видна чуть правее. Между ними расположено село Розовое, с которого начинается Крымское заповедно-охотничье хозяйство. За ними по другую сторону Главного хребта, продолжающего вправо от горы Черной (туда, где елки), известный крымский курорт - Алушта.

Перед Главным хребтом, рядом с бывшей дачей Сталина, где сейчас водворился украинский "президент" Кучма, в неописуемо живописном месте расположен монастырь в честь Святых Косьмы и Дамиана, к которому доступ, возможно, из-за этого будет теперь полностью закрыт.

ФОТО 10.(102 Кб)

Храм рядышком среди сорняков и растительности, напоминающей "мерзость запустения на святом месте". 1994 г.

Итак, вот он, дорогой, милый храм, разрушенный, но величественный и ждущий часа своего восстановления.

Наверх к оглавлению


ОКОЛО ХРАМА

Подходим к храму со стороны разрушенной выше звонницы колокольни. Над входом надпись по-гречески:
"E-T-O-SIGMA
1904",
что означает - "ГОД 1904" (см. благодарности в конце статьи).

Выше этой надписи на полукруге - другая:
"N-A-O-SIGMA
T-O-Y
A-Г-I-O-Y
К-A-I
E-Y-A-Г-Г-E-Л-I-SIGMA-T-O-Y
Л-O-Y-K-A",
что означает - "Храм (в честь) Святого и Евангелиста Луки".

И еще выше - третья, сохранившаяся хуже и более длинная, но которую специалисты по всей видимости разобрать могут.

На храме есть отметки высоты "+1.00" на высотах 1 метр от пола, значит, археологи здесь когда-то были и что-то уже изучали. Храм, конечно, осквернен всякими надписями, но не слишком.

Наверх к оглавлению


ВНУТРИ ХРАМА - ЧУДО!

Колокольня сохранилась только до звонницы; слева и справа от нее боковые комнаты (пошли бы для исповеди). Много камней валяется около входа и внутри храма. Возможно, при восстановлении можно будет использовать часть их. Стены из камня покрыты штукатуркой; кое-где видны росписи по ней.

Основной купол храма в целом выстоял, только кое-где небольшие дырки.

И чудо! Сохранились изображения ангела, льва, намечаются изображения тельца и орла на пилонах храма: атеисты их оставили, так как не поняли, что они означают.

Но самое большее чудо, совершившееся по Божией воле: видны контурные изображения Евангелистов в виде старцев, настолько глубоко "впечатавшиеся" в штукатурку, что они остались, несмотря на то, что один из слоев штукатурки, а именно самый верхний, наружный, с росписью, был создран. Только на месте Евангелиста Луки штукатурка содрана полностью до камня, и уже ничего не видно вообще. Рука атеиста, ведомая человеконенавистником - врагом рода человеческого особенно скоблила это изображение, наверно потому, что именно в честь этого Евангелиста назван храм.

Обязательно стоит своими глазами убедиться в "знамении", которое даровал в утешение нам Господь. Может ли краска так глубоко проникнуть в штукатурку, может быть, на несколько сантиметров в глубину?

У алтаря сохранилась облицовка и часть штукатурки с росписью по ней, на которой виден бесхитростный узор. Над пилонами купол начинается не сразу, а есть еще круглая башня с 8-ю окнами и 8-ю пространствами между ними, где находились, по всей видимости, иконы.

В алтаре и в боковых приделах валяется много камней. Купол и потолок притвора выложен желтым пористым камнем, а стены храма сложены из камня скальной породы.

Наверх к оглавлению


НАДЕЖДА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА

Будем молиться и надеяться, чтобы храм был в конце концов восстановлен.

Наверх к оглавлению


БЛАГОДАРНОСТИ

Премного благодарен Игорю П. - участнику форума "Православная беседа", любезно сосканировавшему изображения с фотографий, о.Льву и другим участникам форума, переводившим с греческого надписи на храме.

Мне также хотелось бы поблагодарить Евгения Б. (krym@index.msk.ru), указавшего мне на некоторые географические неточности и предоставившего в придачу к статье подробную схему рассматриваемой местности. Вот что он написал: //Гора, которую Вы называете "гора напротив горы Святого Ильи" называется Мамо-Тепе или иначе - Татар-Ялга. "Двугорбая гора над Высоким" - две горы: Чуку и Керменчик (Высокое, говорят, тоже называлось Керменчик). Та, что западнее - Чуку. На фотографии N6 photo06.jpg вы пишите о горе Кая-Тепе. Не уверен, что это правильно. Как называется эта гора я не знаю, на Кая-Тепе на картах нарисована севернее. Вот здесь какая-то карта: http://krym.index.msk.ru/imap/a/boyko/m5.jpg (275 Kb). Имя: guest, пароль: guest. Можно ее поместить в дополнение к Вашей схеме. Вот, собственно, и все. А Ваша страничка, на мой взгляд, очень хороша. :)//

Что ж, спасибо за добрые слова и интересный сайт с подробнейшими картами Крыма. Очень нужная вещь. Помещаю здесь только часть карты, так как полную карту загрузить в машину не удалось. Положение храма указано большой жирной точкой со стрелкой справа от нее.

.

Дискуссия в форуме "Православная беседа" Александра Иванова прошла по адресу:
http://beseda.mscom.ru/forum/14174.shtml
.

Наверх к оглавлению


КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ХРАМА

От Симферополя нужно ехать до г.Бахчисарая. Выезжаем оттуда утром пораньше. В 2000г. автобус отходил от остановки "Завод 1-ого Мая", следующей за центральным рынком. Городской троллейбус в Симферополе, идущий от железнодорожного вокзала до этой остановки - N 5. Отсюда в г.Бахчисарай часто уходят автобусы и микроавтобусы - раз в полчаса - час, а то и еще чаще. Цена билета - гривны 2 = 10 рублей (2000 г.).

В г.Бахчисарае пересаживаетесь на автобус или маршрутку, идущую в Синапное. Ходят раз в час или 1.5 часа в течение дня, до вечера. Далее нужно доехать до одного из сел, указанных на схеме, и от него подниматься к храму. Автор обычно ходит от села Верхоречье. У магазина, рядом с которым находится коммерческий ларек-навес - остановка автобуса. В магазине или в ларке можно купить себе что-нибудь в дорогу. Воду можно и не покупать, так как есть родник. Далее мы сворачиваем с дороги вправо и по мостику переходим р.Качу. Впереди - яблочный сад, какие-то сооружения, и (главное для ориентировки) - домики лесника. Перед шлагбаумом сворачиваем вправо, вниз метров на 10, в сад - к роднику, набрать питьевой воды в роднике "Карагач". Затем возвращаемся к шлагбауму и идем несколько метров до домика лесника, и, не доходя, сворачиваем вправо и поднимаемся вверх по грунтовой дороге. После подъема идем некоторое время по лесу, стараясь держаться правой стороны, а затем сворачиваем с дороги вниз, прямо к руслу ручейка. Далее пробираемся вверх вдоль ручья по туристской тропе чуть вверх меньше часа, а затем поднимаемся к большим полянам. А далее можно легко ориентироваться по схеме. Чтобы пройти к храму, нужно преодолеть поляну метров в 300, свернуть по дороге вправо к другой поляне. С этого момента впереди покажется двугорбая гора над селом Высоким, а мы будем идти под прямым углом к ней, вправо, минут 15, до храма, который будет периодически появляться и исчезать в зарослях деревьев за поворотами. После домика лесника и минут 15-20 пути нужно обязательно повернуть вправо вниз, спуститься к ручью, иначе дорога приведет вверх, на гору Каятепе, и придется покрывать лишние расстояния.

От села Высокого добраться проще - см.схему и 1-ое фото. Но туда не каждый год ходят автобусы из Бахчисарая. В 2000 г., засушливый в Крыму, в с.Высоком урожая фруктов не было, и автобус туда вообще не ходил. В с.Высоком также есть родник, где можно набрать воды - от него меньше часа ходьбы до храма.

Наверх к оглавлению

(C) "Вера и разум", 2006-2007, Все права защищены.
Email: nickolos1 "а-значок" mail.ru
Hosted by uCoz