Шестоднев о светилах великих на небе - солнце и луне (Быт.1,16-18)
Николай Петров-Павлов
8 января 2003 г.
Рождество Твое, Христе Боже наш
Возсия мирови свет разума
В нем бо звездам служащие звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
(Тропарь Рождества Христова)
ВВЕДЕНИЕ
В книге Бытия (1:16-18) сказано:
16 И создал Бог два светила великие:
светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления
ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди
небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и
отделять свет от тьмы. И увидел
Бог, что это хорошо.
Имена светил здесь не указаны, но очевидно, что первое - это Солнце,
а второе - Луна. В данной статье мы рассмотрим постановку светил
на определенные места в Солнечной Системе и некоторые их свойства,
попробуем разобраться в том, почему возможны солнечные затмения,
почему Луна плохо отражает свет, и по какой причине на ней в полнолуние
видимо подобие человеческого лица. Также будет высказана идея о том,
что при создании этих светил Творец - Господь Бог Отец Пресвятой Троицы,
насколько мы имеем дерзновение догадываться, заложил в их свойства
определенные уроки как бы в форме притч, рассказываемых посредством
природы.
ПОСТАНОВКА СВЕТИЛ В ПРОСТРАНСТВЕ.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ.
Помимо создания светил важным моментом, упоминаемым в тексте Шестоднева,
является постановка их "на небо", то есть в пространство
Солнечной Системы. Легко убедиться, что происходит именно постановка
светил, а не какое-либо случайное их возникновение на произвольных местах
друг от друга по выполнению соотношения между размерами светил и
расстояниями до них от Земли [1].
Расст. (З-С) / Расст. (З-Л) = Диаметр (С) / Диаметр (Л),
где С- Солнце, Л- Луна, З- Земля, Расст. (З-С) и Расст. (З-Л) -
соответствующие расстояния от Земли до Солнца и от Земли до Луны.
Тот факт, что видимые угловые размеры солнечного и лунного дисков,
когда мы смотрим на них с Земли, примерно равны, дополнительно
указывает на предназначение этих светил как источников света именно
для земных существ и человека согласно процитированным стихам книги
Бытия.
Но когда мы переходим к рассмотрению наблюдающихся условий солнечных
затмений, предполагать действие каких-либо случайных обстоятельств,
вследствие которых светила оказались на сегодняшних местах, еще более
нелепо. Дело здесь вот в чем. Бывают случаи, когда Луна оказывается на
прямой линии между Землей и Солнцем. Тогда и происходят солнечные
затмения, при которых диск Солнца в какой-то мере загораживается
диском Луны, и в середине дня свет Солнца начинает
меркнуть. Очень редко для той или иной местности затмение достигает
полной фазы, когда Солнце закрывается полностью. Такие затмения называются
полными солнечными затмениями. Районы видимости затмений, конечно, являются
различными для разных затмений. Полное солнечное затмение может наблюдаться
с территории в форме узкой полосы шириной порядка 100 км и длиной
в тысячи км, по которой проходит тень от Луны. При этом полная темнота
может продолжаться только около 2 минут. Данные цифры не могут не удивлять.
Насколько точно поставлены Господом Богом светила на предназначенные им места!
Ведь что такое 100 километров по сравнению, скажем, с радиусом Земли около 6380
километров? Или по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, которое
равно примерно 150 миллионов километров? Также продолжительность полной
фазы затмения в 2 минуты - это ничтожная величина. Если бы Луна была совсем
немного дальше от Земли, то полные солнечные затмения могли бы никогда не
случаться. Таким образом, будет абсурдным считать, что обстоятельства
солнечных затмений сложились сами собой, как
бы случайно, и просто нельзя не предполагать, что Господь Бог специально
расставил светила так, чтобы затмения происходили.
В наш век развития науки все затмения с высочайшей точностью предсказываются,
но в далеком прошлом внезапное наступление темноты в середине дня, конечно,
впечатляло древних людей, напоминая им о Божественном. Впрочем, сегодня мы
можем пытаться понять, для чего Господь Бог допустил существование затмений.
Одной из причин является, по-видимому, напоминание нам о будущем внезапном
конце мира, втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа в мир.
Мф., гл.24:
29 И вдруг, после скорби дней тех,
солнце померкнет, и луна не даст света
своего, и звезды спадут с неба, и
силы небесные поколеблются;
Действительно, во время затмения свет Солнца гаснет, и как бы в намек
на грядущие события наступает тьма, хотя и на малое время.
И наконец, неслучайный характер возникновения солнечных затмений
очевиден при рассмотрении следующих вопросов.
Почему плоскость земной орбиты обязана примерно совпадать с плоскостью
лунной орбиты (с точностью около 5 градусов дуги)(см. рис.1)?
РИС.1
А если продолжать размышления и далее, то почему плоскости
орбит и других планет Солнечной Системы примерно совпадают (см. рис.2).
РИС.2
Ведь планеты в принципе могли бы двигаться по орбитам,
наклоненным друг к другу совершенно различным образом (см. рис.3).
РИС.3
Запускаются же искусственные спутники Земли на разные орбиты,
которые угодны людям, согласно предназначению этих спутников: для
предсказания погоды, обеспечения связи и пр. Господь Бог, по всей
видимости, также не случайно расположил планеты на орбитах вокруг
Солнца, и через них узревается притча о вечном пире праведников в
раю с Богом [2]. Естественно предполагать, что участники пира должны
располагаться упорядоченно перед Богом, а не как-нибудь случайно,
"своевольно". И если бы картина Солнечной Системы походила на
изображенную на рис.3, то, конечно, было бы нельзя говорить ни о
какой упорядоченности. Как нельзя было бы и видеть какие-либо
намеки на райский пир. Но в реальности это не так, и в движении
объектов Солнечной Системы наблюдается высочайшая степень
упорядоченности.
ПРИТЧИ О СОЛНЦЕ И ЛУНЕ, РАССКАЗЫВАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ,
КАК ИЛЛЮСТРАЦИИ ДОГМАТОВ ЦЕРКВИ
Если Господь Бог действительно указал через свойства "великих
светил" природы на богословские истины, догматы Церкви, то, очевидно,
на самые важные из них, самые главные для человека.
В случае Солнца такое указание напрашивалось чуть ли не само собой.
Крайние взгляды имели философы - пантеисты, которые предлагали назвать
Солнце "Иисусом Христом", а Луну - "Девой Марией". Конечно,
с христианской точки зрения подобное отождествление совершенно
недопустимо: это унизительно и даже богохульно по отношению к Господу
Богу и Его Пречистой Матери. Но одно дело - приравнивать Творца к твари,
а другое дело - видеть в свойствах светил некое указание людям от
их Творца в форме притчи, рассказываемой через природу. Как например,
в Евангелии Господь Иисус Христос показывает нам заботу Бога о
птицах - воронах (Лк.12,24 и 27) и о лилиях. Следовательно, и в свойствах
"великих светил" - Солнца и Луны - можно с тем большим основанием ожидать
наличие какого-нибудь урока в форме притчи, поскольку это творения
огромного масштаба по сравнению с лилиями и птицами.
Отметим сначала следующие научные факты. Солнце является одной из
звезд и светит за счет происходящих в его недрах ядерных реакций.
В то же время Луна светит светом, отраженным от Солнца. Значит,
Солнце и Луна отличаются по своей физической природе, как звезда
отличается от планетного тела.
В Библии об этом не упоминается, но зато можно смотреть в природе
на свойства светил и делать выводы [3].
Перечислим некоторые указания, которые содержатся в свойствах
светил.
1) Отражение солнечного света Луной указывает, по всей видимости,
на наличие образа Божиего (также в определенном смысле "отражения")
в человеке. Человек не создался случайно, сам собой, в каком-либо
чисто природном процессе, без участия Бога, а был отдельно сотворен
Творцом.
2) Через солнечные затмения, по-видимому, сделано указание на
догмат о Христе как о Богочеловеке. Действительно, обратимся к
рисунку, показывающему расположение Солнца, Луны и Земли во время
полного солнечного затмения (см. рис.4).
РИС.4
Солнце дает собой указание на Бога, а Луна - на человека: и,
действительно, стрелочки показывают направление солнечных лучей,
огибающих по касательной Луну. И важно заметить, что они как раз
сходятся на Земле в одной точке: и именно на Земле воплощается
Бог в человека. Схождение примерно в одной точке стало возможным
благодаря указанному выше свойству равенства видимых угловых дисков
Солнца и Луны. Более того, тень, тянущаяся от Луны, указывает,
по-видимому, на грехи человека, которые берет на Себя Бог.
Ясно, что при воплощении на Земле Бог не перестал быть Богом
(Солнце "остается на месте").
Да и само затмение как бы указывает на известные Евангельские
события, сопровождавшие Распятие на Кресте Господа нашего Иисуса
Христа, когда "померкло Солнце". Однако реального солнечного
затмения в те дни не могло быть, поскольку тогда Луна была в фазе,
близкой к полнолунию, а солнечное затмение случается в новолуние.
"Бог стал человеком, чтобы человек стал богом (по благодати)", -
такова основная мысль греческого богословия, по Лосскому
[4]. Если
первая часть этой формулы иллюстрируется направлением лучей от
Солнца к Земле, то вторая - лучами в обратном направлении (см. рис.5).
РИС.5
При этом грехи должны быть "оставлены позади", на что указывает
тень от Луны, остающаяся как раз позади при движении от Луны к
Солнцу.
ОТРАЖЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА ЛУНОЙ
Отражение солнечного света Луной указывает нам на необходимость
стяжания благодати Святого Духа. И потому стоит рассмотреть
характер отражения света Луной, то есть вопроса о том, насколько
хорошим зеркалом является Луна. И в этом
вопросе также открываются важные обстоятельства.
Материал, из которого состоит поверхность Луны, очень плохо отражает
падающий свет. Так обыкновенное зеркало отражает значительный процент
падающего на него света, и свет Солнца в солнечном зайчике почти стольже
ярок для наших глаз, как само Солнце. В то же время Луна отражает в среднем
лишь около 12 процентов падающего света, причем самые темные области Луны
и еще меньше - 7 процентов.
Когда космическими станциями были доставлены образцы лунных пород с ее
поверхности, оказалось, что они по составу близки к земным породам типа
базальтов, норитов и анортозитов. Но в отличие от земных аналогов в лунных
породах примерно вдвое больше окислов железа FeO и еще больше (в пять или
даже 7 раз) окислов титана TiO_2.
Базальты встречаются на Земле, и это очень черные с виду породы; в отличие
от них нориты содержат больше окислов алюминия и меньше окислов железа и
титана, так что являются более светлыми, чем базальты.
Отметим, что в анортозитах еще больше окислов алюминия и кальция, и
наоборот,
меньше железа и существенно меньше титана. Анортозиты состоят практически
из одного минерала - богатого кальцием анортита. Именно анортозитовые
породы отражают больше падающего на них света, и области, состоящие из них,
выглядят на Луне существенно более светлыми [5].
Обозревая приведенные сведения и цифры, видим, что Луна
является "плохим" зеркалом. Премудрость Творца видна и в
химическом составе сотворенного им вещества поверхности Луны. Если в породе
содержится больше окислов железа и титана, то она выглядит более темной,
а если их меньше - более светлой. С другой стороны, поверхность является
все равно темной, ибо если бы она
отражала больший процент падающего на нее света, то
была ли у нас ночь такой же темной, как сейчас? Если бы Луна по ночам светила
ярче, то людям вообще, и христианским подвижникам в пустыне в частности
было плохо спать: свет Луны бил в глаза. Звезды могли быть видимыми плохо
из-за того, что их свет был не видим на фоне залитого лунным светом неба,
и далеко не каждую ночь они могли бы радовать нас своим изобилием на небе.
Да и святой пророк Давид в этом случае, возможно, как-то по-другому сказал
бы о Луне и звездах в 8-ом псалме. В то же время свет Луны достаточно ярок,
чтобы освещать дорогу ночью для человека. Таким образом ясно, что Творец
пожалел и людей, и другие живые творения вплоть до маленьких букашек типа
светлячков, чтобы им лучше отдыхалось, и чтобы заблудившиеся люди могли
добраться до дому, а звездное небо выглядело красивее, радостнее. И как
тут не сказать о заботливом Боге, Небесном Отце нашем, любящем Свои
творения?
ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ В ПОЛНОЛУНИЕ ВИДНО ЧТО-ТО
ПОХОЖЕЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО
Темные места диска Луны в полнолуние могут создавать впечатление некоего
человеческого лица, правда, неправильной формы. Творец, Господь Бог Отец
Пресвятой Троицы, этим, по-видимому, хотел подчеркнуть искусственность,
сотворенность Луны. Потому неудивительно, что в сказках месяц рисуется с
человеческим лицом в профиль. Но, с другой стороны, Творец, конечно, не
хотел, чтобы Луне поклонялись как какому-то божеству, и потому при
близком рассмотрении лунной поверхности в телескоп оказывается, что пятна -
это просто более темные пониженные ровные участки поверхности Луны - как
бы "моря", имеющие несколько иной химический состав. В них, разумеется,
нет никакой воды, просто через это название пытаются провести какую-то
аналогию с земными морями. Кроме "морей" на Луне есть и свои горы. Есть
и огромные кратеры- воронки.
Попытаемся понять, почему на Луне нам представлено некое подобие
человеческого лица. Оно какое-то бледное, безжизненное, измученное,
с неровными очертаниями из-за воронок-кратеров, кстати, создающих
впечатление язв. Здесь можно догадываться о существовании намека на
повреждение человеческой природы в результате первородного греха. Грех
уродует человеческую душу, и на Луне, по-видимому, нам представлен наш
собирательный "портрет" - "портрет" несчастного, грешного человека.
Как картина, проходящая перед нашими глазами, лицо на полной Луне
указывает нам на то, кем мы являемся перед Богом на самом деле.
Для древних язычников Луна была божеством, но уже в средние века
ученые-богословы обнаружили, что впечатление лица на Луне объясняется
неровностями и структурой ей поверхностями (горами, морями, кратерами-
воронками и пр.), сглаживающимися при их рассмотрении издалека.
Сегодняшние ученые- атеисты готовы на этом ставить точку, но православные
христиане, конечно, не будут считать, что впечатление лица на Луне
появилось как-то случайно.
ДЛИННЫЕ СВЕТЛЫЕ ЛУЧИ ОТ КРАТЕРОВ
И еще одной интересной особенностью на поверхности Луны являются
длинные светлые лучи, исходящие от некоторых воронок- кратеров.
Они тянутся как по ниточке, строго радиально от центра некоторых
кратеров на огромные расстояния. Предполагается, что они произошли
при падении на Луну метеоритов - крупных глыб вещества. Однако
почему они столь упорядочены и так красиво смотрятся
издали? Нельзя не предполагать, что они как будто специально
созданы для любования ими с поверхности Земли, где живут люди.
Заметим также, что и впечатление человеческого лица на Луне также
рассчитано на людей, живущих не где-либо, а именно на Земле.
Можно ли догадаться, о чем нам сообщается через эти лучи
(если, конечно, вообще сообщается). Есть ли здесь намек на
существование Ангельского мира? Не желал ли Творец мира нас
уверить, что материальным миром - Вселенной - все творения
мира не исчерпываются? По мнению автора статьи, это действительно
так.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По всей видимости, "светила великие" - Солнце и Луна - не сотворены
Творцом просто так, произвольно, со "случайными" свойствами, но через
них Господь Бог указал людям на важные богословские истины, особенно тем,
кто привык познавать мир через данные так называемых "естественных"
наук, ссылаться на кажущееся отсутствие Бога в мире (в Его действиях,
а не по Сущности). На то, что существование Бога будто бы опровергается
последними научными достижениями, такими как полетами в космос.
ЛИТЕРАТУРА
- [1]
В работе "Православие и астрономия: Солнечная Система".
Раздел:
"Установленные Богом закономерности в Солнечной Системе".
vvedenie.htm#C . 2001.
Рис.1.
- [2]
В работе
"Икона "Вечной жизни праведников со Христом",
видимая в созданной Творцом Солнечной Системе. 2001.
Сейчас понимаю, что лучше было бы ее назвать "Притча о вечной
жизни...".
- [3]
В работе
К вопросу о противоречиях между христианством и наукой.
. 2002. Фраза в конце статьи: " Господь Бог не соревнуется
с современными учеными в Шестодневе, и потому изложения формул,
теорий, гипотез там не найти. Как бы просто говорится: "Смотрите
на мир. Вот физика, вот геология, вот биология перед Вашими глазами.
Практически изучайте науки в природе, а не ищите их теоретического
описания, "инструкций" в Библии".
- [4]
В.Н.Лосский "Очерк мистического богословия восточной церкви".
М., 1991, с.10.
- [5]
В.В.Шевченко "Луна и ее наблюдение", 1983, с. 34-35.